26 сентября 2014 г.

Грузия 2014. Велопоход (Часть II)

Переход к началу отчёта>>> Грузия 2014. Велопоход (Часть I)

День четвёртый

Расстояние – 36  км
Время движения – 2  часа 43  мин.
Ср. скорость – 13 км\час (максимальная – 52 км\час)
Всего набор – 335 м
Всего спуск – 944 м

Утром сквозь сон были слышны странные звуки рядом с палаткой. Рома открыл тамбур, выглянул и начал тихонько смеяться. Как оказалось, нас разбудили две буйные белки.

Можно было ещё поваляться, так как у нас была заслуженная полуднёвка. Вчерашний ходовой день и его позднее завершение (почти ночью) сказывались накатившей усталостью. Но зато сегодня мы имели полное право хорошенько подремать. Спустя какое-то время я услышала, что Рома встал и уже с кем-то разговаривает. Но Витя ещё спал. Услышала второй мужской голос. Очень даже любопытно… Вот, наконец-то, вынырнула из палатки и поздоровалась с гостем. Это был молодой парень. Он и Рома уходили искать воду. Вчера на спуске нам попался ручей, где мы наполнили тару, и наш вчерашний супчик был великолепен. Но ручей остался высоко в горах. Здесь же находился свой источник.

Когда мы вчера пришли сюда в темноте, было не совсем видно, что это за место. Теперь я увидела, где мы стоим. Нас окружал горный сосновый лес. Чистый воздух, насыщенный ароматом хвои, наполнял лёгкие. Вчера на высоте воздух был совсем иной - кислорода там меньше.

Мы стояли на берегу прозрачного озера, достаточно тёплого для купания. Прогуливаясь возле стоянки, местами можно было увидеть земляничный ковёр, а огромные гроздья спелой малины, казалось, никому не нужны кроме нас.

Вот такая идиллическая картина окружала наше кратковременное пристанище. Разве бывает место более подходящее для отдыха в походе?

Нашего нового знакомого звали Гио, или Георгий. Он живёт в Тбилиси, и приехал к бабушке с дедушкой в гости. Решил прогуляться у озера. Так и встретились. Мы узнали, что озеро, где мы сейчас находимся, называется Триала. Гио открыл нам множество интересных фактов о Грузии. Выяснили, что нужно срочно найти грузинский чай, расспросили, какие блюда грузинской кухни следует обязательно попробовать. Нас интересовало, чем живёт молодёжь в этой стране. Оказалось, что всё как и у нас. Люди – разные, и, соответственно, - их жизни и стремления. Гио интересовался нашими планами и обрадовался, что мы хотим побывать в Сванетии, уверяя, что нам там очень понравится. Ещё мне запомнилась его фраза, что «все в Грузии немножко поэты» - но это я уже успела заметить…

Гио был очень приятный в общении и прекрасно разговаривал по-русски. Он отличался по внешности от грузинских ребят, наверное, более светлой кожей. Оказалось, его бабушка – русская. Гио бывал в Украине. Видел и другие страны.

Когда мы узнали, сколько лет нашему новому знакомому, были потрясены – всего 17 лет. Но рассуждения о жизни, политике, социуме и интеллектуальный уровень совсем не совпадали с этим возрастом. Как раз этот человек находился на важном этапе своей жизни – поступлении в ВУЗ. Выяснилось, что он хочет стать врачом. Как раз интересовался медицинским образованием в Украине и Германии. Мы поделились своими сведениями в этой области. Оказалось, что Гио удалось путешествовать благодаря тому, что он представлял Грузию на международных школьных олимпиадах – вот откуда удивительная эрудиция. Теперь всё стало ясно. Его тёплое отношение к своей стране, что чувствовалось в разговоре, и настоящий патриотизм, словно демонстрировали силу духа народа грузинского. Радуешься, что в Грузии растёт такое поколение. И веришь, что самое лучшее у них ещё впереди.

Мы плавали в озере, проверяли исправность велосипедов, стирали вещи, наслаждались тем, что можно наконец-то расслабиться. Правда, Витя, чувствовал себя не очень хорошо. Тяжёлый вчерашний день повлиял на физическое состояние каждого. Но у оз. Триала силы возвращались быстро.

С удовольствием общались с Гио и удивлялись его необычным ответам на, казалось, обычные вопросы. Когда мы говорили с ним об этом озере, он сказал, (привожу дословно): «Никто не делает это место лучше…». И, правда, на полянке, где мы разместились, было немало мусора, оставленного отдыхающими (это проблема Грузии, как и у нас, собственно). Меня впечатлили слова Гио, я заметила то, чему не придавала особого значения, поэтому взяла мусорный пакет и собрала все бутылки, бумажки в радиусе нашей стоянки. И Гио мне помог. Рома выпустил двух маленьких рыбок, которые попались в чью-то ловушку на мели озера, сделанную из пластиковой бутылки. И на душе просветлело… Ещё один удивительный человек на нашем пути сделал нас более внимательными. Благодаря таким встречам и начинаешь поневоле влюбляться в страну и её жителей.

Нам удалось накормить Гио гречкой с домашней тушенкой. Он очень смущался, что ему особо нечем нас, гостей, угостить, и достал из рюкзака свой перекус. Ах уж эта врожденная гостеприимность!

Пока мы собирались в путь, увидели, что Гио что-то рисует. Он показал нам свои работы. Очень сильно впечатлило. Ниже - единственный рисунок, что, на счастье, оказался на пикселях фотоаппарата. Он выполнен с помощью гелевых ручек. Публикую с разрешения автора.

Как не хотелось покидать это место и прощаться с обаятельным другом, но нам нужно было двигаться, и очень быстро. На часах было уже 16:00. Наша сегодняшняя цель – город Ахалцихе. Гио написал нам свой адрес в Фейсбуке. Забегая наперёд скажу, что мой рассказ о первых 3-х днях нашего велопутешествия по Грузии Гио читал во время лекции по анатомии. :) Он стал нынче студентом-медиком и учится в родной Грузии.

Вот мы, чистенькие и опрятные, с вымытыми велосипедами, поехали петлями через лес вниз.

Дорога стала более грунтовой, но внезапно закончилась, как только мы въехали в село. На этом глинистого-каменистом месиве начало здорово заносить. Не перелетишь - пришлось ступать своими чистенькими велотуфельками в эту грязь (даже страшно подумать, как там в дождь).

На горизонте мы уже видели красивый храм.

Иногда дорога была очень даже приемлемой.

А иногда я просто удивлялась, как мне вообще удается прыгать по этим огромным каменным глыбам.

И вдруг, ни с того ни с сего, под нашими колёсами появился самый что ни на есть, асфальт – снова настоящая цивилизация. Как раз начался стремительный подъем, который вывел нас к монастырю Богородицы в с. Удэ

Следующий «выстрел» цивилизации был просто-таки неумолим – вкуснейший запах свежеиспечённых булочек. Через дорогу от монастыря находится пекарня. Ни единой минуты не замешкавшись, поставили велосипеды, и обострившееся в горах обоняние вывело нас прямо к источнику неземного аромата. За решёткой ворот помещения, больше напоминающего гараж, а не пекарню, сидели женщины, и как раз упаковывали свежеиспечённые булки в специальные пакеты. Нам за копейки продали это сокровище, точнее за несколько тэтри. Мы пообщались, уже оперируя некоторыми грузинскими словами, умиляя этим самым слух дам. Трудно передать лексически эту хрустящую корочку и божественный вкус и аромат ещё горячих булок после такого длительного отсутствия хлеба, хоть какого-то (кроме мамалыги)! Пока мы пели оды булкам, к нам подошел мужчина, как оказалось, служитель храма. Он пригласил нас войти вовнутрь. Но, к сожалению, мы спешили и не планировали эту экскурсию, поэтому нам пришлось отказаться (и, правда, очень жаль, что не вошли). Рома успел только красиво сфотографировать экстерьер монастыря.

По разговору со служителем храма он понял, почему вчера в горах местные, указывая нам дорогу на перевал, показывали руками немножко не в ту сторону. Перевалом они называют совсем другую дорогу, точнее асфальтовую трассу Батуми-Ахалцихе, с которой мы давно съехали. Ну а наш путь лежал непосредственно через горы. Поэтому вышло недопонимание и неожиданные обходы окольными путями и коровьими тропами.

Пока мы общались, произошёл ещё один забавный момент. Мимо нас проходил мальчишка с торбой в руках, откуда, при каждом его шаге, доносились звуки «Уи-уи!..»

Служитель церкви первым понял в чём дело - начал смеяться и притормозил мальчика. И мы увидели «картину маслом».

Как потом предположили, для местных в Удэ это, видимо, обычное дело: «О! Слюшяй! А занеси-ка маме ещё и поросёнка. Вах! Хороший свинёнок будет!» Сфотографировав это чудо, поднимающее настроение, мы отпустили мальчика, немного смущенного, из авоськи которого был слышен шагомер, издающий звуки: «Уи-уи…уи-уи...»

Дальше был захватывающий асфальтовый спуск – достойная награда за двухдневный подъём. Вот здесь ребята, конечно, разогнались. Даже у меня получилось удержаться на скорости 52. "Выдавить" больше – уже просто страшно, ведь очень много поворотов, хотя дорога идеально ровная. Этот чудный асфальт выводил нас прямиком на трассу в Ахалцихе. Вот теперь-то мы почувствовали, как за 4 дня в Грузии набрали форму. Ехали, груженные, по прямой со скоростью 25-30 и рассказывали друг-другу байки. Мигом оказались в чертах города, где красовалась неприступная крепость Рабат – главная достопримечательность Ахалцихе, увидеть которую приезжают сотни тысяч туристов в год из разных стран.

Памятник царице Тамаре.

Город показался мне очень уютным и спокойным. Тишину нарушала только сирена хранителей порядка. Начало собираться на дождь, и мы быстро нашли место, где нам впервые выпало отведать грузинскую кухню. На часах было 19.30. Оно находится на главной улице города, немного выше памятника царице Тамаре и площади.

Увидев нас, владелец кафе приказал поварам «Надо накормить ребят!». Мы сели за столик на улице, хотя лил дождь. Было тепло и, сдвинув зонтики, можно было очень комфортно сидеть. Нам вынесли дымящийся хачапури, салат с ароматными приправами и кинзой, два потрясающих мясных блюда. Ребята пили пиво, а я заказала красное вино. Мне его вынесли, но, как потом оказалось, оно было только для пробы. Когда я согласилась с хозяйкой, что вино великолепное, она выставила мне на стол пивной пол-литровый бокал, до краёв наполненный красным, со словами: «в Грузии вино пьют так». Когда она ушла, я долго удивленно смотрела на этот бокал, не зная, что с ним делать. Но ничего, разобрались. :)

Теперь появилась возможность вспомнить все приключения, переварить события, наблюдая за вечерней жизнью города. Мимо нас 6 раз пронеслась машина, подпрыгивающая от громкой музыки, несколько раз медленно проезжала полиция, сверкая мигалкой. К нам подошла какая-то пара иностранцев, ищущая «ресторан». На ломаном английском мы пытались объяснить, что здесь накормят, но, увы, это не ресторан. Пара ещё какое-то время блуждала где-то и вернулась в это же кафе, где сидели мы и теперь ещё одни иностранцы кроме нас. Под столом крутился пёс-попрошайка, с которым рады были немного поделиться, так как на душе было очень светло и празднично.

Ужин обошелся нам недорого. Мы всё же не сумели съесть всё, что нам принесли (порции были очень большими), и попросили завернуть хачапури с собой.

Немного зигзагообразно, на фоне усталости и согревающих напитков, поехали в сторону стоянки, отмеченной в GPS. Но умудрились найти не самую лучшую дорогу с грязью и лужами, да ещё и уходящую вверх. А у нас были пустые фляги (что-то не сложилось с магазинами по дороге, как ожидали). Оказались возле многоэтажек, где к нам сразу подошел мужчина со словами:
- Чем помочь?..

Никак ещё не привыкли к подобной открытости. Снова эта ситуация обезоружила. Но Витя первым пришел в себя:
- Водички не помешало бы...
- Давайте! - мужчина взял у нас бутылки и ушел в сторону подъезда.

Спустя какое-то время он принёс нам воду. Мы поблагодарили и узнали от него, как нам следует ехать дальше. Двинулись обратно. Чтобы попасть на дорогу, ведущую к монастырю Сапара и оказаться за чертой города, пришлось спускаться и сворачивать на квартал раньше, чем мы заехали. Мы потратили на "трансфер" кафе-стоянка около 30 мин, двигаясь очень вальяжно.

В этот вечер у нас была, наверное, самая неприятная стоянка за весь поход – возле дороги, в болотистой местности, рядом - село Грэли. Дождь закончился, но везде росла густая трава – можно было вымыться в росе. Я решила пройтись на разведку на звук шума ручья и набрала полную обувь воды. Он был совсем рядом, но я решила возвращаться.

Когда мы уже собрались спать, услышали голос. Нас заметили. Все немного напряглись. И зря... Так мы познакомились с ещё одним грузином, лет 40-50. Звали его Уран. Рома долго разговаривал с ним. Уран звал нас в гости, но когда понял, что мы непоколебимы, пообещал прийти к нам утром.

День пятый
Расстояние – 54 км
Время движения – 4 часа 40 мин.
Ср. скорость – 12 км\час (максимальная – 42 км\час)
Всего набор – 2225 м
Всего спуск – 987 м

Наш новый знакомый, именем которого является некий элемент таблицы Менделеева, пришел, как и обещал, утром, и снова начал звать нас в гости. А мы уже с удовольствием позавтракали вчерашним хачапури. Уран пообещал ждать нас возле дороги. В 8:30 – выехали. Так начался самый насыщенный экскурсионный день.

На карте Google maps есть обозначенная дорога, которая ведёт к монастырю Сапара. Это 10 км в одну сторону от Ахалцихе в горы. Именно на эту дорогу мы вчера фактически и вышли. Сначала мы проезжали село Грэли, где нас уже ожидали с подарками – домашним вином, с названием «Одесса», как ни странно, (так они называют белое вино из виноградного сорта Изабелла) и удивительной съестной штуковиной – тхлапи.

Виноделие зародилось именно в Грузии несколько тысяч лет до н.э. Слово «вино» происходит от грузинского «ghvino».

Тхлапи – это грузинская «энергетическая еда», приготовленная из виноматериала, оставшегося после отжима сока. Его использовали охотники, как быстрый способ вернуть энергию. Тхлапи похоже на тонкую золотистую резину, или ткань. Вкус – медовый.

Украинцев здесь не только понимают, любят, но и часто зазывают в гости, как видно на фото. Как оказалось, именно украинцы и подарили этому мужчине футболку.

Дорога к монастырю, грунтовая, но обильно усыпана щебнем.

Вдохновившись новыми пейзажами, быстро крутим педали. В поисках душевной пищи набираем 472 м высоты. Вид на монастырь Сапара – великолепен. Не правда ли?

«Сапара» в переводе обозначает «укрытый». Возможно это название произошло как описание местонахождения монастыря – в лесистом горном ущелье.

Первым делом мы с Ромой поднимаемся по крутой тропинке к руинам крепости, где нам открывается вот такой вот неповторимый вид на храмовый комплекс.

Заглядываем в башенки, используя скалолазные навыки, и спускаемся обратно, где, сладко растянувшись на лавочке в тени липы, ожидает Витя.

Ещё к нам вышел монах и пригласил нас войти вовнутрь храма. Он любезно ответил на все наши вопросы.

Крепость существовала, начиная с VIII века. Церковь Успения – первый храм, построенный на этом месте. Он датируется XII веком.  Храм св. Саба - XIII в.

До сих пор ведётся реконструкция. Средства выделяет государство.

Ступая за порог храма, чувствуешь какую-то мощную энергетику. Здесь мало света, но его именно столько, сколько нужно для того, чтобы любоваться фресками.

Храм св. Саба, куда мы вошли, прекрасен своими древними фресками, чудом полностью сохранившимися после властвования турков (мусульмане обычно затирали  лица на настенных рисунках). Здесь можно долго рассматривать уникальные изображения, росписи, барельефы, резьбу по камню и дереву, древние иконы и Евангелие.

Внутренне равновесие, монументальность и спокойствие – главные черты храмов этого периода истории, именуемого «золотым веком».

Всё сдержанно, нет помпезности, пафоса, что зачастую свойственно нашим славянским храмам. А в этом храме ничто не затмевает дух древности. Стены словно «дышат» историей...

Возле выхода находится маленькая сувенирная лавка. Здесь мы приобрели на память крестики и браслеты тонкой работы из дерева и металла, очень уникальные и необычные.

Я долго рассматривала фотографии панорамы монастыря, сделанные в разные времена года. Скажу точно, что здесь особо красиво осенью, когда горы одеваются в разноцветную листву.

В южной части комплекса расположены хозяйственные помещения. Здесь же находится и родник, где мы наполнили фляги кристально-чистой влагой. В монастыре Сапара живёт 20 монахов. У них имеется своя пасека для сбора мёда, также монахи выращивают овощи.

Храмы, на первый взгляд, - сдержанные, каменные, но, на самом деле, они совсем не суровые. Тёплый цвет камня располагает к себе, притягивает, вызывая солнечное настроение. Снаружи храм украшает очень тонкая, ажурная резьба, создающая игру светотени. Купол колокольни и крыша каждого храма сделаны из каменных плит – это очень редкостная и сложная технология строительства, что соответствует римскому стилю - «строить на века».

Нас удивил строитель (сидящий на фото справа), который издалека узнал модель фотоаппарата. Оказалось, что этот парень тоже увлекается фотографией.

Спуск в Ахалцихе пролетел очень быстро и захватывающе.

Первым делом мы поехали искать базар. Нашли всё, что нам нужно было, и, даже, излишества – например, бастурму. Удивило, что в кондитерском отделе, в основном, продают конфеты разных украинских производителей. Оказалось, что наша страна для Грузии – главный партнёр по импорту, делающий её жизнь слаще. :)

Азартное курение в Грузии. :)

Обедали в кафе национальной кухни, что находилось по дороге в крепость. Здесь было уютно и прохладно, из магнитофона звучало пение непревзойденного грузинского хора, а затем - музыка группы «Depeche mode». Под их чудесные композиции мы продолжили открывать для себя грузинские и турецкие блюда. Попробовали хинкали. Как было не в обиду, но очень точно сказано Ромой, «хинкали - пельмени пельменями, но вкусные». А супы у них – просто великолепные. Настойчиво рекомендую. Пока обедали, увидели из окна проезжающих мимо велотуристов. Тогда мы не знали, что нам очень скоро предстоит с ними сдружиться...

Так выглядит со стороны крепость «Рабат», или «Ахалцихе Цихе», XVI века.

Охранники на входе сказали нам, что велосипеды можно спокойно оставлять. Мы так и сделали без колебаний. Ура! Наконец-то, на 5-й день похода понимаешь, что ты в Грузии - полностью начинаешь доверять.

Раньше крепость «Ахалцихе Цихе» представляла собой руины (на подобии десятков крепостей на территории Украины). Правительство Саакашвили в 2011 году выделило порядка 20 млн. долларов на реконструкцию этого архитектурного комплекса, который сейчас имеет название «Рабат» и занимает территорию в 7 гектаров.

Вот так, в очень короткое время, камушек за камушком воссоздавалось сокровище великолепного грузинского зодчества. Работы продолжаются по сей день.

В нижнюю (современную) часть крепости вход бесплатный. Здесь находится гостиница, ресторан, справочное бюро, кафе-бары, винный погреб, бутики и милейший виноградник.

Грузины умеют делать комплименты. Бармен этого заведения, что на снимке ниже, поинтересовался откуда мы, а затем задумчиво произнёс:

- В Грузии – красивые горы, а в Украине – девушки.

В поисках панорамы, мы вышли на смотровую башню нижнего яруса.

Очень сложно смотреть в камеру - необычно яркое солнце.

Нам открылись виды верхней (исторической части). Стало понятно, что, несомненно, нужно двигаться туда. Билет на верхний ярус стоит всего 5 лари (35 грн).

Посещение музея и, что немаловажно, пользование туалетом  – бесплатно. Кстати, WC оснащён суперсовременной «интерактивной» сантехникой. Хочется остаться там жить :)

На территории крепости есть маленький фонтанчик-родничёк, откуда можно испить вкуснейшей водицы, прогуливаясь под знойным солнцем.

Мечеть Хаджи Ахмед Паши (Ахмедийе).

Наш фотограф долго пытался словить момент - когда ребёнок развернётся...

Справа – родовой замок Джакели. Слева – беседка, где находится потрясающей красоты фонтанчик.

И в лабиринте походили, чтобы не расслабляться в ориентировании.

Мраморные колоны.

Всё здесь необычайно красиво и сделано со вкусом. Потрясающая работа.

Ниже - фото, сделанное из башни замка. Панорама города и вид сверху на здание музея Самцхе-Джавахетского региона, что находится в помещении цитадели (внизу по центру).

Отдельное слово о музее. Это абсолютно современный музей. Внутри его - необычное, очень тусклое освещение, благодаря которому не видишь ничего лишнего кроме артефактов истории. Всё хорошо продумано: точечная подсветка интереснейших экспонатов, аккуратно расставленных, развешанных за стеклом, и подсветка изнутри информационных табличек на грузинском и английском. В здании работают кондиционеры, поэтому здесь можно, как минимум, прекрасно прохлаждаться в знойный день, рассматривая красивые предметы старины. Максимум - изучать историю Грузии.

Гордо развивается огромный грузинский флаг на башне.

На вершине замка полный апофеоз - "грузинские горы и украинская барышня" :)

На выезде из города искали хозяйственный или строительный магазин. Роме нужен был какой-то ключ. И ему его в магазине подарили... Доискался :)

Когда выехали на трассу, у меня что-то затрещало - переключатель влез в спицы. Скорей всего, я согнула его, немного завалив в этот день велосипед, – но этого было достаточно.

Мы остановились на обочине. Рома разгибал и настраивал переклюк. Всё было не так страшно, как казалось. Даже не стали его менять на аварийный. Но пока мы ремонтировались, возле нас целых пять раз останавливались машины со следующими вопросами водителей:

- Ребята, всё нормально?..
- Вам помочь?..
- Всё хорошо?..

Один мужчина на джипе предлагал отвести нас в город, если нужно. Убедившись, что «Точно. Всё. Прекрасно :) », смог с чистой совестью нас покинуть. А мы продолжали диву даваться – ну что за народ-то такой живёт в этой стране...

Двинулись. У меня всё переключалось. Но жара была неимоверная. При первой возможности свернули в сторону реки. Она оказалась не простая, а с могучим течением - мы еле-еле удерживались за камни берега, чтобы не уплыть куда-то. А ехать после купания было уже гораздо приятней.

Пришла коллективная идея купить местный сыр. Остановились и начали спрашивать, где это можно сделать. Женщина подсказала нам нужный дом. Оттуда вышла девушка, не понимающая русский, но немного знающая английский – и я начала с ней беседовать. Её интересовало наше путешествие. Оказалось, что в Киеве у неё есть друзья. Девушка вынесла нам сыр. После того, как я попыталась узнать, сколько это будет стоить, услышала ответ:

- Мани??? Ноу мани! Итс е презент!
Я поблагодарила. А она в ответ и говорит:
- Иф ю самсинг нид, ю маст ноу – ви а хир!
- Ох, сенк ю, –  а сама стою, ели сдерживая слёзы… Не знаю, обнимать, или плакать, или по-одесски "обнять и плакать..." Ну что за день-то такой! Ну что за народ такой…

Поехали дальше. А у меня в голове крутились мысли. Кто-то нас предупреждал из местных, что, мол, в Грузии люди разные, что, мол, есть и нехорошие… Но как этому верить? Чувствуешь только, как их открытость обезоруживает. Эта безграничная любовь свойственна здесь всем, а некоторые готовы делать подарки иностранному туристу, звать абсолютно незнакомых людей в гости по причине, что для них мы «брат» или «сестра» (как они нас, украинцев, часто называют). Вспомнилось, что Уран утром сказал нам потрясающую фразу, которая не случайно отпечаталась в уме: «Грузия-Украина – одно сердце…» Пожалуй, так оно есть и будет. Но нам есть чему учиться у грузинского народа, есть к чему стремиться...

Проезжаем Абастумани – очень знаменитую во времена Союза лечебницу. Это и бальнеологический курорт, и «лёгкие Грузии», и место, куда убегают жители жаркой грузинской столицы, дабы насладиться тенистой прохладой и свежим воздухом.

Нас здорово утомил экскурсионный день, и хотелось наконец-то уже остановиться. А везде – отдыхающие, санатории, магазины. Было понятно, что всё это нужно проехать.

Немного приостановившись, познакомились с грузинским парнем, отдыхающим здесь. Он ностальгически вспоминал, как жил в своё время в Киеве. При сравнении нашей столицы с Тбилиси, сказал следующее:

- Тбилиси – хуже Киева. Везде – люди, базары...

Парень позитивно отзывался о наших людях и нашем менталитете, что, конечно же, было очень приятно.

Только окончательно проехав курорт, нашли стоянку. Рома долго выискивал место. Но зато выбрал самое лучшее. Чтобы туда попасть, нужно было перейти реку вброд. На ужин у нас был грузинский харчо, куда я, кроме стандартных продуктов, добавила настоящий ткемали (сливовый соус) и кинзу. Он готовился в качестве символического завершения такого удивительного дня. И все согласились, что это было к тому же и вкусно.

День шестой

Расстояние – 56 км
Время движения – 4  часа 49 мин.
Ср. скорость – 11 км\час (максимальная – 56 км\час)
Всего набор – 1846 м
Всего спуск – 2893 м

Утро наполнило стоянку пением птиц и некой оживлённостью лесной природы. Сквозь ветви сосновой кроны пробивались косые лучики сонного солнца. Весь мир словно преображался от контраста теней...

9:30. Переходим реку и двигаемся в сторону перевала. Дорога в какой-то момент внезапно уходит вверх. Начинается извилистый подъём в сказочном лесу. Везде – шишечки, ковры бронзовых сосновых иголочек, прохлада и чистейший воздух.

Но, увы, нигде нет источников, а фляги пустеют.  Подъём – равномерный по сложности и ощущениям, но очень интересный. Чувствую, как поднимается техника езды – на дороге много ям, больших камней. Всё хочешь преодолеть, и всё получается. Чувствуешь, как окрыляешься этим множеством маленьких побед над собой.

Встречаем пару велотуристов. Точнее первым к ним подъезжает Роман. Спустя какое-то время, он говорит ребятам, показывая на меня:

- Хи нАу Инглиш!!!

Тем самым, поставив меня в ещё более трудное положение. Все посмотрели в мою сторону в надежде, что я помогу в преодолении языковых барьеров. Сначала исправляю Рому, напоминая, на всякий случай, что я, как бы, «she» (то есть, она), а не «he» (он). :) Затем начинаю объяснять на ломанном английском, что вообще-то я знаю немецкий, а мой Инглиш желает лучшего.

Вот уже и Витя подъехал. Дальше оказалось, что ребята начинают понимать наш "коллективный английский" вместе с международными жестами и мимикой. А я была, словно связующим звеном, что корректирует поток "коллективного английского" в более понятную форму (назвать себя переводчиком как-то язык не поворачивается, точнее клавиши не выстукивают).

Самое замечательное, что было в этой ситуации – это настроение. Как же весело слушать несуразный лепет друг друга! Словесные «перлы» выстреливали почти в каждом предложении. И каждый прекрасно понимал, что несёт какой-то бред, но не сильно смущался по этому поводу. Уж очень хотелось общения! В лесу притихли даже птицы, слушая наши вопли. Хорошо, что новым знакомым пришёлся по вкусу этот лингвистический задор.

Оказалось, ребята – испанцы. Мужчину зовут Эндике, а женщину – Айнара. Им очень нравится Грузия, её люди, кухня и природа. Они точно так же были предупреждены местными о волках и медведях (при этом Эндике при слове «бэр» показал  смешную пантомиму, от которой почему-то вспомнилось, как рассказывают сказки в детском саду). На самом деле, Эндике прекрасно говорил по-английски, но уже успел понять, что нужно изъясняться с нами проще, чтобы мы его понимали. Айнара знала Инглишь где-то на моём уровне. Мы начали изучать карту, и выяснили, что  маршруты, их и наш, на ближайшие дни – это одна и та же дорога в Кутаиси. Поэтому приняли решение ехать вместе.

После вспомнилось, что именно этих ребят мы вчера наблюдали из окна кафе, когда обедали.

Ну вот нас собралось 5 человек, как мы изначально и хотели, когда планировали поездку. Ребята ехали очень хорошо, хотя предупреждали, что они не очень сильные. Эндике вообще рулил одной рукой, а второй фотографировал, или снимал видео.

Лес закончился. Нашему взору открылся захватывающий вид на горы.

Всё было замечательно, но негде было набрать воды, кроме как в грязных лужах. Проезжаем первое селение.

Внезапно сверху появились велосипедисты, спускающиеся вниз. Очень быстро они оказались возле нас и, нагоняя ветер, пронеслись мимо. Эти ребята, видимо, проходили здесь тренировку. Какой-то парень на моё «Hallo!» ответил: «Agoj!» А я то знаю, что это - приветствие по-чешски. Таким образом удалось узнать, откуда они. Последним скатывался кросс-кантрийный тандэм, которым управляла парочка – парень и девушка. А в конце за ними ехал сопровождающий автомобиль.

И вот он – Зекарский перевал. Высота, на которую мы накрутили педали, - 2275 м. В начале хребта – кочёвка. Здесь набираем воду, обливаем головы (жарко) и покупаем местный сыр. Поскольку вчерашнего сыра, подаренного нам, надолго не хватит – уж шибко вкусный.

Организовываем обед на травянистом холмике, где как раз транслируют потрясающую панораму. Как обычно, на скатерть кладём всё вкусное, что накопилось в бауле за всю поездку: хлеб, колбасу, бастурму, сало, халву, печеньки, сыр и т. д. Ребята в это время открывают рыбную консервную банку. Поскольку мы не одни, решаем ещё быстренько "забабахать" чай в честь знакомства. В это время у Айнары округляются глаза и, она, изумлённо, произносит, поглядывая на поляну еды:

- Мама-Миа! Вот ис зис? Супермаркет!!!

Эндике точно так же, ухахатываясь, диву даётся, мол «Ну как можно столько есть?», а ещё «Как вы можете возить такие тяжелые баулы? Что, ещё и газ???», Ну а мы объясняем, что у нас, украинцев, это - вполне «нормал». Пока кушали, Айнара удачно подметила, что наиболее голодные в нашей компании – это я и Рома, что явно не соответствует комплекции.

Угостили ребят украинским салом, указывая сколько калорий в нём содержится. За обедом вспомнили название всех продуктов на английском. Трудно было только объяснить, что такое – халва. И вдруг меня осенило: «Sunflower!» Разговор давался легче, а «коллективный английский» совершенствовался.

Преодолеваем ещё несколько километров по хребту (были даже крутые взлёты).

Вот он, долгожданный спуск протяженностью 40 км. А у наших новых знакомых тормоза на велосипедах – v-brake, и колёса - большего диаметра. Так что спуск по каменистой части дороги их не особо воодушевлял.

Вначале дорога была плотно вымощенной, утрамбованными, вымытыми водой и гладкими камнями. Выбираешь оптимальную скорость, не сильно быстро и не сильно медленно, дабы не упасть - и прыгаешь вниз. Сложно, но с ветерком. Внезапно поняли, что мы сильно оторвались от ребят. Остановились, чтобы подождать, и оказалось, что стоим около земляничной полянки.

Вот появились наши испанцы. Они приняли решение нас не задерживать, так как спускаются медленней, и сегодня планировали ночевать в отеле.

Началось длительное прощание: делали коллективные фотографии, обменивались контактами, приглашали друг друга в гости.

Эндике показывает совместное фото. Выглядим забавно – футболки у всех разных цветов.

Попрощались, обнялись, как старые добрые друзья, и уехали вниз. Горная каменистая дорога стала местами приятней. Спуск по ней тянулся около 24 км. По пути были и скальные выступы, и торчащие острые камни, и сыпуха. Дорога – узкая, справа – нависающие скалы, а слева – обрыв и красивейший каньон. Очень часто нам путь пересекали ручьи или маленькие речушки. Нужно было аккуратно переезжать их, чтобы не поскользнуться на мокрых камнях и не забуриться в течении. Встречались и завалы.

У Вити, наверное, подскочили эндорфинчики, так как, он нёсся на этом спуске, как метеор. Радовался, как ребёнок, новым покрышкам «Michelin Mountain», приобретенным перед поездкой, а ещё - что недавно перешел на контактные педали, благодаря чему было легче контролировать вел. В таких условиях его покрышки отлично себя  зарекомендовали.

За месяц перед поездкой в Грузию на контакты перешла и я. Но на этом спуске мне захотелось поставить ноги на педали пятками, не вщёлкиваясь. Мне было страшно набирать скорость – решила осторожничать и чаще притормаживать. Рома следовал за мной, чтобы контролировать меня на опасном спуске. Он очень сильно помогал мне тем, что делал подсказки и был начеку. Но в какой-то момент на сыпухе меня всё-таки занесло. Упала, всего лишь получив новые царапины, нога влезла при этом между колесом и вилкой. Но не ушиблась, и дальше спускалась более осторожно.

Горная дорога закончилась, а спуск проходил уже по асфальту. Когда ребята, остановившись в этом месте, плеснули на тормоза воду – она зашипела, преобразовавшись в пар. После этого спуска у Вити сгорел 1 комплект колодок.

Въехали в курорт Саирме. Выглядит ухожено и современно: парк, цветы, ландшафтный дизайн, новые здания санаториев и очень много отдыхающих. Здесь мы купили продукты в магазине. Пока стояли, нас догнали Айнара и Эндике. Теперь стало понятно – разлучиться с ними так просто не получится. :) Ребята передумали ночевать в отеле и поехали с нами.

Трасса в виде идеального асфальта уходила серпантином вниз.

Разгон набирался очень быстро – от перепада высот закладывало уши. Мигом пронеслись 16 км, и нас накрыл тёплый влажный воздух. Около 19:00 ч. остановились у реки на большой зелёной поляне недалеко от населённого пункта Багдати. Первым делом поплескались в речке. Дальше начали готовить украинский борщ. Шеф-поваром в этот день был Витя, а участвовали в процессе все.

Испанцы удивлялись, как здорово у нас всё организовано.  Эндике был в восторге от «печки бонда». Наверное, это – настоящая диковинка для европейца, которую делают золотые руки одного украинца.

Кстати, выяснилось, что эти ребята никогда не встречали украинцев, хотя успели побывать во многих странах (Англия, Япония, Канада), а также и на многих континентах (Африка, Европа, Австралия, Америка). Оказалось, что они женаты. Детей у них нет, и пока не планируют, так как сейчас много ездят по миру. В Испании они работают учителями. Летние каникулы позволяют им путешествовать. Например, по Грузии они собрались кататься целых 5 недель.

Каждый из нас рассказал что-то о себе. Затем разговорились о жизни и ситуации в Украине, о кризисе в Испании, о горах и путешествиях… А борщ тем временем уже настоялся. Витя провёл мастер-класс, как нужно кушать «юкрейниан суши» – то бишь, уложенные друг на друга маленькими кусочками сало чеснок и хлеб. Витин борщ пришёлся испанцам по вкусу. Ужин удался. Эндике и Айнара сообщили, что когда их станут спрашивать о грузинской кухне, им больше ничего не придёт в голову, кроме:

- Ну мы не знаем, что вам сказать о грузинской кухне. А вот украинская кухня – просто великолепна! :)

Поужинав, все, уставшие, сытые, но довольные, разбрелись по палаткам. Мне удалось напоследок немного удивить ребят, пожелав им «Буенос ночес»… :)

День седьмой

Расстояние – 86 км
Время движения – 5 часов 14 мин.
Ср. скорость – 16 км\час (максимальная – 52 км\час)
Всего набор – 1304 м
Всего спуск – 1335 м

День грядущий возник где-то в перламутровом сверкании утренней росы в низменном горном ущелье.

Наши испанские друзья во время утреннего сбора не переставали удивляться, сколько лишнего мы возим с собой. Например, количество кухонных принадлежностей. У них же на двоих была только одна миска и суперлёгкая титановая ложка.

Дабы ответить на вопрос «Зачем?» пришлось загадать загадку: «Что тяжелее – килограмм титана, или килограмм сала?» :)

В 9:30 «сели на колёса» и поехали по асфальтовой дороге. В Багдати отдохнули на красивой лавочке возле церкви и фонтана.

В этой стране, даже в совсем маленьком городке, полицейские участки выглядят всегда современно.

Это был очень жаркий и ветряный день. Мы спустились на равнину. На одном открытом участке дороги почувствовался очень сильный боковой ветер. А ещё здесь ремонтировали дорогу. Мы ехали, перемешивая колёсами  крупный щебень. Чтобы не сдувало ветром – следовало постоянно поворачивать руль немного правее – в сторону ветра, и в таком положении двигаться, увязая в щебени.  Это было настоящее балансирование.

В Кутаиси снова проводим отработанный ритуал прощания с испанцами. Нам предстояло двигаться дальше, а они собрались временно остановиться в этом городе. Было немного грустно, что дальше нам не по пути. Ребята – очень весёлые и позитивные. Осталась надежда, что мы ещё встретимся.

Между прочим, на пароме «ненастоящий грузин», кик-боксёр, случайно поведал мне, что в древности испанцы и грузины были одним народом. И действительно, изучив этот вопрос, я узнала, что на территории современной Грузии находилось государство Иберия. Колонисты из этого государства переселились на полуостров, который впоследствии назвали Иберским. Этот полуостров является территорией современной Испании и Португалии.

Наверное, испанская открытость, жизнелюбие, любовь к веселию, народным гуляниям («фиеста») – это качества, уходящие корнями в древнюю Иберию. Этим, видимо, и объясняются общие черты в менталитете жителей и колорите этих двух стран.

Когда едешь улочками Кутаиси, бросается в глаза современная архитектура, сделанная в традициях древности. Новая, отреставрированная часть города действительно впечатляет.

Фонтаном можно долго любоваться.

Первым делом мы находим парк, а в нём – кафетерий. Здесь нас радуют вкусным мороженным в железных мороженицах, сохранившихся, наверное, ещё с советских времён. Наверное, с тех времен продолжают использовать и рецепт настоящего мороженного. Вода в стеклянных бутылках навевает такое же ностальгическое чувство.

Мы достаточно долго пребывали в этом городе, чтобы его посмотреть, найти базар и отдохнуть в парке.

Если говорить о личном мимолётном впечатлении от Кутаиси, первым делом вспоминаю контрасты – возле модного ювелирного бутика можно увидеть спящего бомжа, а в опрятном центре города попрошайничают цыганские дети в аккуратной одежде.

На здешнем базаре продаётся «сванская соль» (знаменитая смесь специй). Больше нигде в Грузии «днём с огнём не сыщешь» её именно такую, настолько правильную. Здесь Рома нашёл и грузинский чай. Он попросил 2 стакана, а продавщица, насыпая, поинтересовалась:

- Один-два. Откуда Вы?
- Украина!
- А, Украииина! Ну тогда два-три-четыре-пять, – считала она, продолжая насыпать чай сверх купленного. И этот подарок на вкус был великолепен.

В Кутаиси, сделав небольшой крюк, мы посмотрели храм Баграта, основанный в 1003 году, – символ единой Грузии.

Данный храм внесён в список объектов всемирного наследия Юнеско. С недавних пор руины храма Баграта превратились в то, что мы видим сейчас – отреставрированный памятник истории, воссозданный «в первоначальном виде».

На информационных табличках можно увидеть историю реконструкции – и это впечатляет.

И ещё впечатляет вот этот лифт слева.

Но, видимо, он установлен временно и, когда полностью завершат реконструкцию, лифт демонтируют.

Чем ещё славится Кутаиси – так это следующим зданием.

Очаровательный сюрреализм...

Когда, мы увидели это здание, двигаясь по городскому шоссе, не знали, что это. Хотя мне как-то попадалась информация о нём, но были сомнения, что запомнила правильно.

Так вот, любопытство заставляет нас свернуть и подъехать ближе к этому строению, напоминающему современную архитектуру Арабских Эмиратов. У входа мы увидели мужчин в деловых костюмах. К ним я и подъехала со словами:

- Здравствуйте! Говорите по-русски?
- Да, - ответил один из них.
- Скажите, что это за здание?
- Это – парламент Грузии.

На самом деле, трудно поверить, что в маленьком городке, вовсе не столице, может быть парламент. Как оказалось, в своё время экс-президент Саакашвили перенёс здание парламента в Кутаиси, дабы «разгрузить» Тбилиси и дать шанс развитию провинции.

Дальше дорога шла только по трассе.  Было настолько жарко, что, казалось, нас поместили в духовку. Даже на спуске тебя облизывают шершавые языки пламенных воздушных потоков.

Останавливаемся, дабы остывать. Затем остановились чтобы съесть медовый арбуз.

В этот день даже не хотелось обедать. Обошлись арбузной диетой. Рома в этом месте пытается спасти птенца, вывалившегося из гнезда.

Дальше, «утомлённые солнцем», уселись в тени возле лимона.

Успеваем на последнюю экскурсию дня в «Пещере Прометея». В прохладном холле, в ожидании начала, любуемся потрясающей фотовыставкой на тему природы Грузии.

Собравшихся экскурсантов в виде многонациональной группы встречает молодая девушка-экскурсовод и начинает говорить  на 3-х языках по очереди (английском, русском и грузинском).

Длина пещеры – 1400 м. Экскурсия занимает около часа. Пещера была открыта в 1984 г. Сейчас она хорошо оборудована, а забетонированная туристическая дорожка, проходит сквозь непревзойденные творения матушки-Природы.

Везде играет классическая музыка, сталактиты и сталагмиты красуются под разноцветными огнями света, меняющего оттенок.

Воображение рисует образы, что напоминает тот или иной сталактит или сталагмит. Экскурсовод подсказывает свои версии сходства.

Какая-то русскоязычная женщина возле меня возмущается: «Мне эти штуковины напоминают только имбирь!» :)

А мы ещё ловим удовольствие от температуры воздуха пещеры – 14 градусов тепла. После езды по жаре – это божественная температура.

Вот что значит – бережное отношение к сталагмиту.

Оказывается, что здесь, в пещере, ещё находится и озеро, где можно поплавать на лодке. Но это – для желающих, за отдельную плату.

«Пещера Прометея» оставила незабываемые впечатления. Там было, в самом деле, восхитительно.

Интересно, что Прометей является прототипом грузинского мифологического героя Амирани, который по легенде был прикован к горе Хвамли.

Выход из пещеры тянется по длинному тоннелю. Здесь ко мне подходит экскурсовод и начинает оживленно спрашивать о нашем путешествии.

Интересуется: «Наверное, вам очень тяжело так ездить?» Вспоминает, что видела у одного нашего участника огромный синяк на ноге (то есть у Вити), поэтому предположила, что нам такое путешествие даётся нелегко…

На выходе всех провожает кованый дядя-спелеолог и его четырёхлапый друг.

И электромобиль, петляя по серпантину, поднимает всех наверх, оставляя ощущение, как будто мы катались на аттракционе.

Дальше мы, уже на велосипедах, едем сёлами по великолепной узкой дороге. Видим много необычных тропических растений, а по асфальту важно ходят коровы и свиньи. Мне в какой-то миг кажется, что всё нереально, что везде – декорации... Эта колоритная дорога снова выводит нас на трассу.

Возвращаемся в горы. Поднимаемся вверх, а солнце потихоньку садиться. Всё залито золотистым светом уходящего дня, а на асфальте видишь свою длинную ползущую тень.

Угадайте! Что это?

Как оказалось, здесь продают компакт-диски. :)

Дальше услышали жалобный писк. В яму возле дороги упал поросёнок, а его мама вертеться возле обрыва и похрюкивает.

Мы организовываем спасработы: Рома фотографирует, а я лезу в яму ловить мелкого. Мама-свинья сразу бежит на крики малыша, а я тотчас пугаюсь и убегаю. Смешно конечно, но мне страшно - боюсь, что свинья укусит. Но вынуть поросятину мне всё-таки удалось. Счастливые, ребёнок и мама снова вместе.

Взбодрившись ситуацией, поехали дальше.

Уже мечтаем о стоянке, спрашиваем у местных, где можно найти ручей. Нам подсказывают – через 3 км. Проехав эту дистанцию, замечаем полицейскую машину у дороги. Рядом стоит сам полицейский в начищенных ботинках и демократичном стиле формы.

- Ребята, куда вам?
- Ищем, где остановиться. Не подскажите, где находится ручей?
- Да вот он, - полицейский показывает на склон вверх и продолжает, - Но здесь волки везде, медведи... Вы можете проехать ещё 3 км вниз по дороге и стать возле нашего полицейского участка. Всё есть – поляна, река, источник. Так мы будем за вас спокойны.

Мы благодарим и принимаем приглашение. Особо зацепила последняя фраза… «Мы будем за вас спокойны»…

Вот мы у цели. Конец сегодняшнего движения – в 20:50.

Действительно, всё великолепно: чистый источник, река рядом, даже туалет есть. На полянке встречаем велотуриста, почему-то, одного. Я подхожу знакомиться. Оказалось, он поляк, путешествует соло. Зовут Джесико, или Григорий.

Чтобы добраться до реки, нужно преодолеть очень крутой сыпушный склон, но это не помеха, когда сильно хочешь к воде.

Готовим рыбный супчик, приглашаем на ужин Джесико. Поскольку нет костра, ограничиваемся огнём "печки Бонда", которая тоже красиво горит и создаёт уют. Понимаем друг друга с Джесико отлично. Он знает несколько русских слов, как и мы польских, но в основном говорит с нами по-английски. Местами у него начали вырываться польские слова, значение которых мы понимаем. А когда говорим по-украински, ему, оказывается, понимать нас ещё легче.

Впервые ради любопытства пробуем чачу. Не смотря на высокий градус, она приятно пьется. Витя говорит, что на вкус чача напоминает текилу.

Вот так вот проводим вечер под звёздным небом, шутим, делимся впечатлениями. Оказывается, Джесико двигается сейчас по обратному маршруту. Он – по-настоящему увлеченный путешественник. Недавно побывал и в других Юго-Восточных странах Евразии. За период 7-ми последних лет жизни он путешествовал год, если посчитать всё время странствий.

Внезапно Рома достаёт варган и начинает играть. Этот момент был особо прекрасен. Я сразу вспомнила родные Карпаты, затянутые пеленой тумана, вспомнила овечьи отары, скользящие вдоль хребта, слово маленькие тучки и позвякивающие колокольчиками, создающие колокольный гул. Посмотрев вокруг, увидела под ночным звёздным небом прекрасные Грузинские горы, теперь точно такие же родные. Предложили и Джесико попробовать что-то «сварганить». У него сразу же начало получаться. Рома, растрогавшись, подарил этот музыкальный инструмент нашему новому знакомому со словами: «Бери, это тебе сейчас нужно». Думаю, что этот варган украсил не один вечер соло-странствий Пилигрима по имени Джесико…

Продолжение следует…

Ссылка на I-ю часть отчёта - http://olginya.blogspot.com/2014/09/blog-post.html
Ссылка на III-ю часть отчёта - http://olginya.blogspot.com/2014/10/2014-iii.html

метки: Грузия велопоход, велопоход по Грузии, Грузия велопоход 2014, на велосипеде по Грузии, Грузия на велосипеде, велопоход одесситы, Грузия велосипед, путешествие на велосипеде по Грузии, интересное в Грузии, Грузия для иностранцев, походы по Грузии, походы по Сванетии, походы по Аджарии, активный отдых в Грузии, туризм в Грузии, велотуризм в Грузии, Грузия велотуризм, достопримечательности Грузии, Грузія велосипед, по Грузії на велосипеді, велоподорож Грузія, велопохід Грузія, велопохід по Грузії, похід по Грузії, похід Грузія, цікаве в Грузії, походи по Сванетії, походи по Аджарії, активний відпочинок в Грузії

Unknown комментирует...

хух, три дня читал, как только свободная минутка находилась) Это того стоило) Замечательный отчет, фото и страна!
PS самому туда поехать захотелось)

Спасибо за комментарий :) Очень приятно, что отчёт попадает в цель. Всем - в Грузию. Она-божественна...