19 мая 2014 г.

Worskla trip' 2014. Знакомство с каякингом

Вот живешь себе спокойненько и считаешь, что увлечений у тебя достаточно, дни насыщенны и многогранны. Попробовать что-то новое? Да что вы! Разве может быть что-то интересней педалей и ветра в спину, веревки и пропасти, кроссовок и грунтовки? Но частенько в жизни задаешься вопросом, не пора ли открыть для себя неизведанную стихию – например, водную. Подобные вопросы иногда приводят к тому, что рано или поздно нужно будет писать отчет о веслах и сухом месте, точнее рассказ, так как официальные отчеты писать не люблю.

Для всех собравшихся пройти посвящение в каякеры наиболее актуальными в последнее время были педали велосипеда, а держать в руках весло большинству ещё не приходилось. Поэтому это большинство не особо задумывалось о том, что махание веслами может требовать какой-то техники, и не заложено в нашу физическую рефлексию, и что это может быть не совсем легко и беззаботно, поскольку самое незначительное течение перед завалами может стать неприятной западней, и что вещи могут так легко впитывать воду...


Байдарка «Ихтиандры»: Серый или Белый (руководитель похода) и Алёнка (завхоз)


Байдарка «Свободу – планктону»: Вова (механик) и Ольга (медик)


Байдарка «Похитители черепах»: Рома (штурман) и Оля (летописец)

День первый. Старт – с. Климентовое, Полтавская обл., р. Ворскла. Вот мы на берегу возимся с арендованными, уже привезенными к месту старта, байдарками: женщины дефилируют с веслами в спасжилетах,


мужчины деловито копошатся «на палубе».


 Слушаем короткую инструкцию. Затем, каким-то невероятным образом садимся под раскачивание этих неустойчивых суден. 


Всё теперь по-взрослому – и течение, и возможность перевернутся от резких движений. Начинаем зигзагообразно грести по нашему треку. В это время нас попытался испугать дождик, но под брызгами и от зашкаливающих эмоций его не заметили –  тучи обиженно улетучились, пообещав вернуться в более подходящий момент.

Именно этот день был в итоге самым сложным. Не понимая, как управлять каяком, содействовать в команде, мы очень неохотно встречались в своём пути с корягами, бревнами, мелью, завалами, свисающими ветвями деревьев. Рома, например, почему-то эмоционально реагировал, когда я, проходя в 10 см. от коряги, констатировала: «О! Коряга!» Длительные споры о том, с какой стороны лучше обойти бревно заканчивались агрессивным выгребанием в последний момент во избежание встречи с преградой.  Был момент, когда нос и корма байдарки застряли между двумя подводными пнями. На Ворскле встретились очень маленькие, но пороги, точнее перекаты. Нам всем они пришлись по душе. Случалось, что-то гладило дно нашей Yellow Submarine – то, что невозможно было увидеть в воде (от таких моментов временно останавливалось сердечко). Очень страшно было впервые на ходу не вписаться в поворот и въехать в борт сотоварищей. Плавать-то умеют все, а картина плавающих вещей не сильно вдохновляла на эксперименты. Ещё мы почувствовали, что значит "сесть на мель" в прямом смысле. Исходя из всего этого, прошел обмен вредными советами на тему, как можно перевернуть байдарку: 1) полюбоваться своим изображением, нагнувшись над гладью реки; 2) проходя под ветвями, синхронно наклониться в одну и ту же сторону. Конечно, мы не дошли до автоматизма в данных навыках, и равновесие в итоге возвращали, но руководитель похода решил-таки искупаться. Проходя под ветвями, Алёнушка пригнулась, а Белый не вписался в этот тоннель и с грациозностью ихтиандра ушел за борт.

Первомай заявлял о себе каждой молекулой воздуха, пахнущего черемухой, наполненным пением птиц самого разнообразного оперения и голосов. Свежая зелень и мягкие, с серебристым отливом, волны оказывали умиротворяющее действие. Брызги охлаждали вопреки теплому солнцу. Вот так мы и плыли шли, а по оба берега двигались, но в противоположном направлении, сказочные пейзажи. Хочешь – вот тебе лес, сосновый бор, или пятнистые стройные березки. Может, предпочитаешь поле и камыш, или тебя порадуют мосты, базы отдыха и купола храмов? Вот и песчаные пляжи, болотца с какафонией лягушек: «Крекс-Пекс-Фекс!».  А вот - холмы, обрывы, или заросли кустарника…


Не мы одни решили испытать себя в водах Ворсклы. В первый день встречалось немало групп. Попадались рыбаки и отдыхающие.  Последние рады были поздороваться на новый лад «Слава Україні!» и получить «правильный» ответ. Когда у нас силы были на исходе, приходило чувство голода, отвечали только грустным «Героям – сала…»
Передвигаясь по Ворскле, не трудно найти места для обеда, или ночевки. Часто попадаются красивые полянки со столиками. Мусор там отсутствует (это можно написать большими буквами). В первый день большая часть нашей группы открыла пляжно-купальный сезон.




Еще одним важным открытием было то, что правильные лопасти весел – это когда одна лопасть смотрит вниз, горизонтально, а другая – вертикально. Нам попались разные орудия для гребли, и хозяин снаряжения подсказал, что при желании «неправильные» весла, которые смотрят в одну сторону и не регулируются, можно зафиксировать посередине скотчем в нужном положении. Мы так и сделали. Сначала было непривычно от того, что весло нужно прокручивать, а потом даже стало удобней. Возникла еще одна проблема – передний бился локтем о борт, но этот вопрос решается более высокой посадкой – можно положить на сидение спасжилет, или опустить надувную спинку на седло и сесть сверху – вот и находишься выше, и грести гораздо комфортней.

Под конец дня пропали экстремальные виражи, отшлифовались навыки, стало понятно, что нужно махать веслами в такт – поэтому можно было устроить драг-рейссинг по прямой.  Продержаться долго в таком темпе было тяжело для новичков. Но скорость и щекочущее нервы раскачивание того стоило.

Перед ночевкой набрали воду в колодце частного дома, возле базы отдыха, нашли чудесное место под кронами деревьев, где, конечно, стоял столик, и было идеально чисто. Как положено на 1 мая, мы наслаждались шашлыком, приготовленным нашим штурманом, который не только знает, куда поворачивать на развилке, а и делает потрясающее мясо, что можно скушать вместе с пальцами.

День первый, 1 мая (12:00 Климентовое – 19:50 начало национального природного парка Гетьманский, перед с. Журавное)
Дистанция – 27,64 км
Ср. скорость – 5,4 км\час
Макс. Скорость – 10,5 км\час
Время в пути – 5 ч. 08 мин.

День второй. Над спокойствием теплой молочной реки, стоял белый туман (Ворскла –скиф. «урс – белый, тюрськ. «кол» - река, долина).


 Вскоре солнечный свет придал контраста туманному спокойствию, пробуждая местных жителей – птичек, зайчиков, лисичек, насекомых и нас…


В этот день тело упрямо протестовало против гребли крепатурой. Но нам нужно было ударно поработать, чтобы нагнать километры. Не забывая, что мы должны ещё и наслаждаться природой и отдыхом, остановились на чудной поляне для фотосессии и плетения венков из кульбабы… 




Вова был увлечен поиском речных чудищ.


Дальше над рекой появились нависающие ивы. Вода стала спокойной, течение почти не несло каяк. 


Гладь воды местами была укрыта пухом, словно кто-то устроил бой подушками. В этом тенистом месте, где, наверное, водится планктон, Вова снова достал удочку.

Вот и завал – мы у первого на пути обноса. Здесь у меня произошло знакомство с явлением, что я не встречала. Красиво цветущая яблонька гудела от количества пчел на ней – по звуку это сходило на завод по опылению.

На обносе нас догнала группа байдарочников. Дальше в пути мы не встречали компаний водных туристов за исключением мужчины на одноместной байдарке (ми виделись с ним очень часто) и человека на лодке с велосипедом, идущего вверх против течения.



Ближе к обеду появились дождевые тучи. Заблаговременно натянув тент, нам удалось покушать и переждать небольшой ливень. Оставалось только поработать мочалкой, извлекая дождевую воду с палубы…  

Питьевую воду для ночевки набирали в населенном пункте, но такого нужного в этот момент продуктового магазина там не оказалось. Но девушкам очень понравилось, как мужчины вскарабкались по плитам, лежащим под очень крутым углом. Здесь я впервые попробовала управлять лодкой без напарника: прошла между опорами моста, пришвартовалась к берегу и поняла, что отсутствие тяжести мужчины делает судно податливым.

Река становилась всё шире и спокойнее, грести было так, словно плывешь по смоле – это стало показателем близости плотины. 





Из особо красивого, что мы видели в этот день, вспоминаю пару лебедей и радугу. Удалось сфотографировать только радугу, и то - благодаря дружественному давлению на Рому всем женским коллективом, (ведь он очень неохотно доставал фотоаппарат в таких условиях).


Когда казалось, что мы «приплыли» в прямом и переносном смысле (боль в мышцах и усталость позволяли грести только с огромным страданием), Белый сказал нам, что нужно сделать еще десяточку и всё… Умом понимая, что надо, и уговаривая тело, удалось сделать этот неподъемный минимум ходового дня. Но некоторые так, как-то невзначай и на всякий случай, спросили Рому о вариантах схода, если мы не будем успевать на поезд. Ответ успокоил.

На место стоянки подошли изнеможенные. Алёнина солянка, невероятно вкусная, привела в чувства, но завтра нам нужно было стать на воду таким же ранним утром.

День второй, 2 мая (8.30 стоянка перед с. Журавное – 20.10 за с. Млинки)
Дистанция – 43,08 км
Ср. скорость – 6,0 км\час
Макс. Скорость – 9,8 км\час
Время в пути – 7 ч. 10 мин.

День третий. Вова разбудил нас сообщением о том, что уже 6:20, мы проспали. Я поставила палатку возле берега так, чтобы утром открыть второй выход и посмотреть на реку. Именно так и сделала – и не ошиблась с предположением, что вид будет потрясающим. Развилась дискуссия на тему, смотрят ли туристы-водники на реку с таким же умилением, как любуемся ею мы. Но Рома навел весомый аргумент: «Да, а альпинисты, смотрят в другую сторону, лишь бы не видеть горы, так как они во где стоят!» Удачный сарказм развеял все сомнения и тут мы, уже второй раз, увидели седовласого мужчину на байдарке. Удалось его разговорить. Уж он, наверное, знает толк во всей этой красоте… Оказалось, этот человек делает в день 40-50 км,  передвигаясь по Ворскле с её тихим течением, по его словам, «как по канаве».

Вот теперь-то грести стало веселей и, наконец, это занятие всё больше напоминало отдых. И следить за идущими на других байдарках стало более приятно - буквально можно было любоваться синхронной, слаженной работой. Но если грести очень быстро, в корму заливается вода, а загребному можно устроить душ.


В начале маршрута этого дня попалась плотина, и мы дружно и очень ловко осуществили обнос. Дальше Рома заметил дерево, подточенное бобрами, и поставил себе цель - во время этого сплава непременно увидеть бобра.


Ещё нам удалось спонтанно создать целый плавучий остров из байдарок, когда завхоз Алёна предложила всем получить привальные вкусности, а выходить на берег никто не хотел. Вот так мы стали борт о борт, положив поперек байдарок вёсла. 


Чтобы привальное получил тот, кто сидит далеко (напарники в одной лодке не могут пересыпать орешки из ладони в ладонь), надо было передвигать этот мудреный конвейер. Было весело, пока течение нас не развернуло на 180 градусов, и этот айсберг устремился прямо в берег.

Отдельная тема в водном туризме – встречный ветер (в простонародье – «мордодуй»). Иногда, когда почти отсутствует течение и ветер дует в лицо, лодку несет задом против течения. Но это бывает только на самых «упрямых» участках. Мордодуй может создавать волны, отчего кажется, что двигаешься очень быстро, пока не посмотришь на береговую линию.

Здешние места, в самом деле, были очень красивыми – река сильно разливалась вширь, отчего часто казалось, что гребёшь по какому-то озеру. Запомнился невероятно привлекательный санаторий, или база отдыха, в сказочном лесу, где виднелись избы с дерева. Было много облагороженных и чистых стоянок. Мы проходили заповедники и заказники – места, которые очень сложно описать словами. Так, наслаждаясь каждым моментом, мы добрались до следующей плотины.


Потребность в хлебе, а особенно – мороженном достигла своего пика. Магазин оказался на участке Лихачовка-Карабазовка. Сразу за плотиной следовало уйти направо. На берегу, ребята увидели пару велосипедистов. Мы встретили их ещё раз, сидящих на берегу и изучающих карту. Состоялся примерно следующий диалог: «Привет! А мы тоже велосипедисты. Вот решили испытать себя на воде»,- на что они ошарашили нас ответом: «А мы водники. Вот решили попробовать велосипед…» Дальше общаться было сложно, так как нам нужно было пройти узкое место – остатки опоры старого моста, а течение после плотины усилилось.

В один момент у моего напарника началось что-то на подобии истерики, и лодка поплыла задом против течения. Из эмоциональных фраз удалось разобрать, что была замечена черепаха. Проделав какие-то невероятные маневры, нашему штурману срочно понадобилось изловить пресмыкающиеся, что изо всех сил пыталось удрать, но тщетно. Вот оно на корме. Я пытаюсь уговорить мужчину взять весла и отпустить маленькую несчастную рептилию к её домику, деткам или маме. Но штурман начал доказывать, что это не критично, и черепаха должна быть непременно сфотографирована. Я уже начала думать, где будет жить наш новый домашний питомец. Вот так вот в спорах мы добрались до завала, где заодно и устроили обед. 


Место было не совсем романтическим – густой тучей нависали насекомые. Рома долго не мог найти рептилию, но она никуда не убежала, просто спряталась. Черепашка осталась на мегапикселях нашего фотоаппарата, и взволновано поплыла, наверное, в сторону своего дома.


Стоянку для лагеря искали очень долго. Ничего для этого не годилось – крутые песчаные склоны в сосняк, или некрасивое болото, или дорога, которой ездят местные на джипе. Но, в конце концов, обнаружили подходящее место под тополями с теплым кострищем.


День третий, 3 мая (8.10 с. Млинки – 19.50 около с. Стаси)
Дистанция –51,77км
Ср. скорость – 6,6 км\час
Макс. Скорость – 12,7 км\час
Время в пути – 7 ч. 49 мин.

День четвертый. Последнее утро похода было особо приветливым. Никто уже никуда не спешил – понимая, что прекрасно успеваем догрести до Полтавы. Утреннее солнце высушило почти все вымокшие за поход вещи.



Вскоре мы оказались возле обноса, у моста довольно странной конструкции, являющей собой какие-то спаянные трубы.


Возле моста следует очень осторожно швартоваться – из него торчит арматура. Алёнка когда-то была в этой точке в велопоходе и призналась, что ехать здесь было немножко страшновато (попадая колёсами в желобки). 

Береговая линия начала сильно меняться – набирать признаков цивилизации: деревянные избы для отдыха, насосы, люди, моторные лодки и большое количество рыбаков. Маевка продолжалась – люди выехали за черту города жарить шашлык, но почему-то не спросили, каково нам будет от этих запахов на нн-ый день похода с довольно строгим питанием. Мы даже нашли прекрасное место с причалом для байдарок, где у берега было что-то на подобии кафе с надписью «шашлык», но главного шеф-повара на месте не оказалось, и мы поплыли дальше. Вода была усыпана тополиным пухом и облетевшим цветом от деревьев – поэтому выглядела не столь привлекательно для купания, как во время первых дней похода. Но стоит отметить, что вода в Ворскле очень чистая и почти отсутствует запах. Известно, что фауна в такой воде – богатая. Рома увидел-таки бобра, но только дохлого. А вот за день узреть девять живых черепах, рака на поверхности реки и щуку на крючке у рыбака – настоящая удача.

Очень важным заданием этого дня стало выбрать хорошее место для отдыха и обеда, так как времени было полно. Такое место мы нашли, но засиживаться долго не получилось, потому что собиралось на дождь. Решили потихоньку грести в Полтаву. Но, сделав несколько движений вёслами,


увидели многоэтажки и осознали, что мы уже на месте – вот и тот самый пляж у моста. Физическая подготовка на 4-й день стала другой – и было непонятно, как теперь вышло так быстро передвигаться, думая, что мы гребем «на расслабоне». Этот последний кусок мы с Ромой решили махнуться местами: он стал рулевым, а я – загребным. Немного пришлось приспосабливаться. Не скажу, что нам понравилось. Мне стало понятно, почему Вове так надоела Олина макушка. 



На причале остался последний шанс насладиться байдаркой - и все желающие погребли налегке, вывалив на берег вещи. 



Байдарка становиться очень маневренной без лишнего веса. Дальше мы тщательно вымыли наши судна и сдали их владельцу. Удобно, что от места финиша до вокзала идти всего 10 минут.

День четвертый, 4 мая (9.00 с. Стаси– 16.40 Полтава)
Дистанция –28,06км
Ср. скорость – 6,6 км\час
Макс. Скорость – 7,7 км\час
Время в пути – 4 ч. 13 мин.

Всего было пройдено около 150 км. за три с половиной дня.

Наш поезд приехал в Одессу достаточно поздно, и все дружно опаздывали на работу. Для участников этой затеи, очевидно, поход удался. Не знаю, уместно ли так много грести, удивляя потом кого-то почти 8-ми часовой работой веслами, но точно знаю, что водный туризм на Ворскле -  занятие очень приятное. Конечно, лучше включить в такой поход полуднёвку – места уж слишком живописны и требуют полной релаксации.


Очень важной составляющей нашего водного похода была компания. Всегда приятно быть в окружении людей, «что не заглядывают в паспорт», и живут ярко, с удовольствием открывая для себя что-то новое.


Чтобы посмотреть больше фото - тыць сюда
Трек - клац сюда


метки: сплав на каяках,сплав на байдарках, Ворскла сплав, Клементовое сплав, Украина водный туризм, Полтавская область водный туризм, водный поход по Ворскле.

5 комментариев:

Анонимно комментирует...

Оль, отчет - Очень! И правда, отличные майские получились. И компания, и природа, и лодки эти наши игрушечные, и даже от шашлыков не отвертелись)). Хорошо Лето начинается :). Спасибо за отчет!

Unknown комментирует...

Спасибо, Алёнка! По времени вычислила, что это ты)Да, майские были очень концентрированными. Я, когда писала, снова пыталась восстановить картинки и эмоции, чтобы серым зимним днём было что вспомнить... Может, до отчета не дотягивает а для памяти - годится.

Анонимно комментирует...

Отчет просто классный, давно я не читал отчётов не отрываясь )))

Анонимно комментирует...

Ольга, спасибо за интересный отчет. Планируем на следующей неделе тоже впервые попробовать.

Unknown комментирует...

Спасибо, что прочитали! Надеюсь в статье для вас было что-то полезное) Пробуйте - это очень крутое занятие. Настоящее единение с природой ;)